Речь ребенка развивается по мере его взросления. Если малыш чаще всего пользуется одним словом для выражения своих мыслей (дай, бух, но-но), то словарный запас ребенка 3-4-х лет уже достаточно богат, чтобы строить простейшие предложения. В этом возрасте ребенок начинает не просто говорить, а разговаривать и более того пробует экспериментировать со своей речью. Малыш может не договаривать слова, переставлять в них местами слоги, коверкать звуки «Р», «В», «Ж», «Ш». Словом, учится управлять своей речью.
Чтобы исключить возможность закрепления в речи ребенка «неправильных» звуков, желательно с самого раннего возраста работать над артикуляцией малыша. По мнению детских логопедов, чистота произношения ребенка напрямую зависит и от развитости их речевого аппарата. В частности это касается нижних челюстей, которые непосредственно участвуют в артикуляции. Поэтому полезно делать специальную артикуляционную гимнастику, перечень упражнений которой можно легко найти в интернете.
Для воспитания правильного произношения у ребенка, позаботьтесь и о том, чтобы он слышал дома только правильную речь. Не сюсюкайте с малышом, не говорите «детским» голосом, не коверкайте слова сами и не разрешайте делать это другим членам семьи. Помните, что для своего ребенка Вы являетесь примером во всем и эталоном для подражания. Малыш будет копировать Вашу речь и будет использовать в своем разговоре Ваши речевые обороты. Называйте правильно окружающие ребенка предметы, комментируйте свои действия и действия малыша. Читайте детские книжки и обсуждайте с ребенком их сюжет. Привлекайте маленького слушателя к пересказу прочитанной истории. Старайтесь, чтобы во время общения ребенок видел Ваше лицо, наблюдал за тем, как Вы произносите звуки. При разговоре с ребенком отложите другие домашние дела и это время целиком посвятите малышу.
Большую пользу в воспитании правильного произношения приносят скороговорки и чистоговорки. Слова в них подобраны так, чтобы научить малыша произносить любые звуки быстро и четко. Повторяя несколько раз одну и ту же фразу скороговорки, ребенок учится произносить слова, различать в них звуки и выговаривать их.
Развитие речи ребенка напрямую зависит и от его интеллектуального и физического развития. Чем больше ребенок выполняет разнообразных действий (будь то собирание пирамидок, складывание кубиков или мозаики, составление паззлов) - словом, любые упражнения, развивающие мелкую моторику рук, тем лучше развиваются его речевые навыки. Ученые выявили любопытную зависимость. Оказывается, чем подвижнее детские пальчики, тем будет гибче язычок малыша. Поэтому привлекайте своего кроху к играм, развивающим мышление и мелкую моторику рук. Впоследствии они окажут благотворное влияние на развитие речи Вашего ребенка. Как можно больше играйте с малышом. Только интересные занятия, проходящие в виде игры, дадут высокий результат. Применяйте фантазию, экспериментируйте в играх, уходите от общепринятых штампов. Избегайте фраз: «Садись, сейчас начнем учиться выговаривать букву «Р». Скажите лучше: «Давай придумаем сказку о непослушном «Р» и веселом язычке, которые спас эту букву». Помните, все, что ребенку интересно – усваивается им легко и запоминается надолго. |